Эх, была – не была… Мое неновое начинание (много буковок)

С сегодняшнего дня начинаю профессиональное обучение живописи маслом…

Шла я к этому долго. Наверное, с 3х лет знала, что хочу быть только художником и никем другим… Но жизнь постоянно испытывала на силу веры в себя. Не смотря на то, что в детстве меня захваливали знакомые и родственники, в 11 лет я провалилась на экзаменах в художественную школу – не прошла по баллам. Не знаю, существует ли сейчас такой жесткий отбор, или сейчас берут всех, кто платежеспособен – но со мной это случилось. Это был первый удар “по печени”. Потом я узнала, что можно пойти в подготовительный класс и попасть в первый без экзаменов – что и было проделано. Вдобавок, оказалось что моя одноклассница из общеобразовательной школы тоже поступила на подготовку – и мы стали ездить в художественную школу в центр города на пару. Так и ездили вдвоем туда и обратно все 5 лет (один класс подготовки и четыре класса собственно обучения).

В художке я не проявляла каких-то редких способностей, хотя училась на 4- 5, правда одну мою работу отобрали для выставки. Это была композиция-автопортрет, где мечтательная девочка с нежным личиком спала, и ей как бы снилось, что она качается на качелях в небе под луной среди звезд. Даже и не знаю, где она сейчас – мама раньше хранила мои старые работы из художки, может и теперь где-то лежат на антресолях. Наверное, ее отобрали для выставки за трогательную наивность идеи, но женские лица мне всегда удавались хорошо, так как я их рисовала постоянно на полях тетрадей в школе и вообще, везде, где придется. В общем, хвалили меня нечасто, но и в отстающих рядах я не ходила. Хотя конечно мечтала быть лучшей, уж натура такая перфекционистская))) “Я не хотел быть первым из всех, но я не терплю быть вторым” (с)

Мама моя поддерживала во мне любовь к рисованию, так как сама натура чувствительная до прекрасного, и любила все, что связано с изобразительным искусством. Папа же был сухим математиком и когда я сказала, что иду учиться в художку, остерег маму, что художественная среда очень развращенная и что художники типа обязательно все беспутные и спят с кем ни попадя, а именно – друг с другом))) Конечно, мама рассказала мне об этом гораздо позже, а не в 11 лет. Но рассказала. Я посмеялась в усы, но выводы для себя сделала.

Второе испытание было во втором классе художки, когда у меня за один год сильно упало зрение и окулист настрого запретил мне рисовать и пригрозил склеропластикой (операция под общим наркозом, якобы способная остановить падение зрения при миопии, когда подрезают глазную мышцу) Все-таки плохая наследственность: папа всю жизнь носил очки – 10. Ну повезло…

Мама со своей верой во врачей, конечно, дала слабину, призадумалась об операции, и месяц я не ходила в художку. Но потом она пришла в себя от шока, пораскинула, наконец, мозгом и повела меня к альтернативному окулисту в платную клинику на консультацию. Там меня заверили, что ничего катастрофического не произошло и от рисования ослепну я навряд ли, резать меня тоже не стоит без сильной необходимости, и я радостно побежала догонять своих художественных одноклассников. Тут, конечно, более всего была проверка даже не для меня, а для мамы, но она ее прошла, хотя и с небольшим треском. А вот если бы я не вернулась в художку – даже и не могу представить, как бы сложилась моя жизнь.

Когда стало подходить окончание школы, пришлось всерьез задуматься, какое образование получать… Конечно, хотелось стать профессиональным художником в полном смысле этого слова, но тут было много НО. Первое – понимая, что выдающихся способностей и богатых родителей я не имею, я осознала что при конкурсе 1 место на 10 человек на живописное отделение мои шансы поступить крайне невнятны. Было еще керамическое отделение для бесталанных, где конкурс был раза в три меньше, но керамистом мне быть совершенно не импонировало. И да, конкурс был именно таким бешеным – можете мне поверить. Немного добавляло сомнений и то, что если после 11го класса поступить в худ-училище и проучиться там положенные 5 лет, ты выйдешь всего лишь со средне-специальным (а не высшим) образованием и будет большой риск работы всего лишь учителем в общеобразовательной школе, чего мне хотелось меньше всего. Сейчас это кажется чушью, а вот тогда, приученная родителями к мысли, что если я не получу высшего образования – “пойду улицы мести”, я спасовала, и предала себя, как я сейчас понимаю.

Вместо художественного училища я вместе с подружками с художки пошла на подготовительное отделение архитектурного факультета. Вроде близкая к живописи специальность, да и конкурс куда поменьше, а образование высшее – и родители довольны…. О поступлении на арх.фак можно написать отдельный пост, но неохота. Туда я тоже чуть не провалилась. Не смотря на то, что некоторые мои знакомые, которые вообще не умели рисовать, но имели родителей-врачей, получили 4ку по рисунку, я получила на экзамене 3ку за рисунок головы и 3ку по композиции. Это было полное фиаско и удар уже куда ниже печени…

Я даже хотела не продолжать дальше сдавать экзамены и решила не идти на сочинение, но мама сказала – да ты попробуй уж дойти до конца, ну не пройдешь по баллам, тогда уже будем думать – что делать. И я пошла на сочинение, которое написала и сама, да еще и подружке-двоечнице помогла (она в предыдущий год провалилась из-за сочинения на поступлении). Может за это судьба меня отблагодарила и на последнем экзамене – на черчении – я получила 5ку. И прошла-таки по баллам. Кстати, подружкина мама была такая радостная, что дочь наконец смогла сдать сочинение, что пообещала мне “налить” за помощь, но кстати так и не налила))) Это я вспомнила только сейчас, вот уж прикол… ну ладно, жизнь “налила” мне за нее.

В институте я училась с придыханием, наверное поэтому смогла научиться на красный диплом. Цвет лица у меня при этом тоже остался естественным, а не стал, как угрожала распространенная поговорка – синим. В общем – мне нравилось. Хотя специальность с налета не давалась, и я прекрасно осознавала что не супер-талант, но брала упорством. Технические науки типа теоретической механики и сопротивления материалов (страх все учащихся тех. вузов) давались мне не то, чтобы легко, но вероятно легче чем многим сугубо художественным натурам, хотя физику я не любила, но математика всегда шла у меня неплохо, особенно геометрия.

Ну вот, дальше я как-то уже рассказывала про непростой путь из грязи в князи, когда первый год с моим красным дипломом я могла только что книги да обои под покраску оптом продавать – больше никуда не брали. Может времена были глухие, а может опять жизнь испытывала. Ударов по эгу было крайне много. Даже не знаю, как я вообще все прошла и не сломалась. а сломалась я уже в самом конце, даже не сломалась – а глаза открылись… Е-мое, че ж я сделал-то?)))) Я всю жизнь живу чужими целями, ведь я  всегда хотела стать художником, а стала трехмерщиком, проектировщиком, дизайнером, заказчико-уговаривальщиком и т д… Все это не давало мне удовлетворения, хотя я видела – что моя профессия архитектора-дизайнера, которую я в итоге освоила, и даже через 8 лет после получения диплома стала совладельцем дизайн-студии из двух человек, очень даже выигрышная во многих аспектах, особенно в сравнении с другими нетворческими, коих миллионы. Но вот фигня, когда живешь чужими целями – это не сильно успокаивает и радости не дарит.

Вот короче я и ушла в интернет-бизнес, потому что на волне неудовлетворенности, не переставала искать пути к изменению своей жизни в сторону ее улучшения. О работе дизайнером я сейчас вообще не вспоминаю, разве что в кошмарном сне в холодном поту – ох уж эти мне взаимоотношения в заказчиками, к которым я всегда испытывала страх и трепет, и невнятное отвращение. Жизнь подала мне руку помощи в виде Руслана Александровича, который тоже искал “свою нишу” в этой жизни. Ну вот, нашли мы ее типа вместе – по крайней мере по вопросу зарабатывания денег.

Все это время я не переставал рисовать для себя. Маслом училась писать сама, по наитию так сказать. Но периодически уплывала мечтами в “а что, если бы”… Бросить все и поступить в Мухинское училище))) Ну это так, типа просто мечты, чтобы поулыбаться себе, понятное дело, что туда я и сейчас не поступлю. Хотелось учиться у преподавателей писать маслом. Когда я читала книги про пути разных художников – все в душе в меня сначала переворачивалось, а потом начинало танцевать. Уж и не знаю, что в этом для меня так привлекательно, но цепляет до сих пор, как девочку, которая так хотела поступить в художку)))

Последние два года я всерьез размышляла куда и как пойти учиться, ну правда, не в Вуз же, где будет куча дисциплин помимо живописи, и где надо сдавать экзамены и посещать лекции… Искала возможность поучиться где-то на свободной основе – но жизнь напоминала, что Воронеж – город в этом крайне неперспективный. В Чианг Мае нашла одну англо-говорящую студию, но когда я увидела как рисует ее владелец… Это была девушка, которая только 4 года назад увлекалась рисованием, нигде не училась, ну нет, это было явно не для меня))) Честно говоря, я очень критична к выскочкам от искусства, художникам без классического образования, у которых руки дрожат, ко всякому роду наивной и интуитивной живописи. Рисовать – рисуйте, но осознавайте свое место, такой мой строгий приговор))) И к себе я критична по той же причине – не обманываю себя насчет своего уровня. Я за набитую рисунком руку, хотя и люблю стиль “тяп-ляп” и все такое полу-абстрактное. Поэтому особенно удивляет, когда друзья мне говорят – типа, а зачем тебе учиться, ты и так рисуешь хорошо.

Также прошлым летом пришла мысль поехать пожить в Питер, чтобы там учиться где-нибудь в студии, но понятно – для ее воплощения потребовалось бы определенное количество душевных сил, которых я в себе не нашла. Да и Руслану в Питере категорически не понравилось и перспектива жить там совсем не прельщала. И вот в этом году я приехав в Россию, решила вскопнуть интернет на предмет возможностей поучиться. Опять накатило, как говорится – после посещения Сашиной художественной студии в Андорре. И вот дела – жизнь-таки пошла мне навстречу – и я нашла в Воронеже новую частную студию, где учат и живописи и рисунку, всех от мала до велика. Хвала небесам! Теперь я горю в нетерпении – сегодня у меня первый урок живописи маслом у настоящего преподавателя. Сегодня я получу ответы на все мои вопросы, которые копились долгими годами – “как”? У меня много вопросов “как” в том, что касается живописи, и я конечно боюсь, с одной стороны и разочарования, и того, как будут оценены мои работы профессионалами (мне сказали принести что-нибудь показать). Но я очень жажду учиться и постигать, и совершенствовать свою технику. Такое чувство, что я только закончила школу и стою на пороге поступления в институт, чтобы получить образование и обрести наконец СВОЮ профессию)))

Может звучит пафосно, но реально – меня аж трясет от возбуждения и проснулась я сегодня в 4 наверное поэтому. В общем – пожелайте мне, пожалуйста, удачи накануне столь великого начинания!))))

32 комментария

  1. Помимо художественного таланта у тебя еще и замечательный слог! Пишешь так, что не оторваться. Вот читаю, а чай на кухне остывает. Конечно же желаю тебе удачи! Твой Руслан Александрович.

  2. Вау! Я аж сама, затаив дыхание, словно стою перед открытой дверью к давней мечте! Да, думаю, надо заниматься тем, от чего душа оживает – тогда это твой истинный Путь. И силы сразу берутся и крылья вырастают , и другие люди вокруг “загораются” от твоего волшебства.
    Читала твою историю поступления и выбора профессии и улыбалась. Тоже помню, как и мои родители внушили про институт настолько, что у меня в голове существовало после школы только два пути – “институт или смерть” :). Хотя зачем мне был нужен универ, я так и не поняла потом… Щас бы даже не стала тратить время жизни на все те ненужные математики, химии, истории языка (в моём случае) и т.д.
    Насчёт художественного таланта – абсолютно не могу отличить шедевр от мазни. Наверно надо быть настоящим профессионалом, чтобы отличать действительно ценное. Хотя в Азии, в частности на Бали, даже среди многочисленных арт-галерей, меня ничто не зацепило. Потом там же встретила знаменитую нашу художницу-писательницу Елену Некрасову, и она открыла мне глаза, что здесь (на Бали) нет искусства, это всё так – копирование и рисование – с целью продать яркую картинку туристу. И покупают же дядички с умными лицами, иногда и не дешёвые картины…
    И ещё.. наверно настоящий мастер должен быть постоянно чуточку недоволен собой и в меру критичен. Чтобы постоянно расти и повышать планку. Ну и потом, самое сильное чувство радости возникает от того, что сумел в очередной раз преодолеть себя, подняться выше на новую ступеньку. Желаю удачи в новых начинаниях! Так здорово, когда впереди ждёт что-то новое 🙂
    Ну вот..тоже много букв получилось…

  3. Спасибо! Да уж, институтами нас в свое время настращали… Но для общего развития это было безусловно нужно, да и время у меня получилось хорошее институтское, в целом я не жалею, наоборот – студенчество приятно вспоминать (много друзей с тех лет долго было, да и некоторые и по сей день остались). Жалко только, что это к реализации внутренних творческих потребностей это в итоге не привело.

  4. А ну в плане насыщенной студенческой жизни и общения – это да, согласна. Я бы только это и оставила. 🙂 Да и за 5 лет учебной жизни узнаёшь себя с новых сторон. Даже помню, на 5м курсе увидела конкурс работ на Новосибирскую научную конференцию и решила, что я хочу слетать в Новосиб на халяву. Всю ночь строчила с вдохновением работу, потом отослала. Через пару недель мне пришло приглашение в Новосиб, и весь универ был в шоке – за все годы ни разу наши владивостокские работы не отбирались, а тут кто-то с посредственными тройками. И вот меня отправили на неделю в Новосиб представителем универа, Владика, да и Приморья в целом. Неплохо повеселилась в роли учёного среди учёных. В этот момент нужно было понять, что там, где путешествия – для меня все двери открыты 🙂

  5. Немного поздно, но желаю удачи, удачи и еще раз удачи!!!
    Наташа, а можно вопрос?
    А художественная школа, которую вы даете мало что дает в плане мастерства живописи?
    Может вопрос наивный, но почему интересует? Я вот уже 8 месяцев хожу учиться рисовать в студию Художник профессионал, но занимаемся мало – 1 раз в неделю, плюс бывают мастер классы маслом. Но как-то мне этого уже мало что ли, не пойму. Хочется большего…. А у вас все-таки есть классическое образование (худ.школа), получается тоже мало этого?
    Если можно, рассказывайте нам о своей учебе пожалуйста.

  6. Ах, какая история! Вот это сила намерения! Представляю тебя, получившую приглашение))) это наверное был хороший урок-пряник для веры в свои силы!
    А по поводу искусства в Азии… В Чиангмае и Ао-Нанге я излазила все галереи, какие могла. 99% это просто ширпотреб для туристов, твоя знакомая права. Меня зацепили несколько работ в выставочном зале Художественного факультета Чиангмайского универа. Оно и понятно – туристы туда не забредают) Еще и за это не люблю туристические места – там все разменяно до ширпотреба, все-все, и музыка, и искусство… Сам воздух таких мест ширпотребный, поле ширпотребное… Художников конечно можно понять – их работы обуславливает спрос, а им надо что-то кушать. Хорошо хоть когда рука поставленная в этом сквозит, а то ведь бывает и такая фигня, но цена на эту мазню меня порой потрясает до самых кишок) Дальше не буду распространятся, а то разойдусь))))

  7. В художественной школе нас учили рисовать только карандашом, акварелью и гуашью. Это было очень давно, я закончила ее в 92м году. Сейчас может что-то иначе… Руку несколько поставили. ее и видно в моих работах – все же не самоучка. Но живописи маслом не учили, а это, я так понимаю. отдельный мир. Выводы я делаю сама, глядя на работы тех, кто закончил художественное училище или Вуз. У них другой уровень, и я им восхищаюсь. Конечно, не все нравится, но от кое-чего я прямо падаю и растекаюсь. И я хочу также уметь, ни много ни мало. Думаю, студия этого все же не даст, но я все равно хочу расти – насколько смогу. Моя художка, думаю, дала мне как ребенку все, что могла. Если бы я пошла учиться в художку сейчас – вероятно, дала бы больше – так как я же старше) Мне кажется, чтобы писать мастерски, нужно писать каждый день, или 5 раз в неделю ( с перерывом на выходные) 1 раз в неделю безусловно мало в процессе учебы. Если вы ходите на занятия 1 раз, то старайтесь хотя бы дома в остальные дни делать наброски – так многие говорят. Так Саше говорит преподаватель в Андорре – мне запомнилась эта фраза. Для того чтобы рука “набилась” нужно очень много рисунка карандашом прежде всего. Ведь есть форма, свет и цвет. И форма идет первым пунктом не зря, а ее именно карандашным рисунком можно добиться воспроизводить.

  8. Раз в неделю это вообще ничего, Оля. Если учиться читать раз в неделю, то разве ж кто научиться. Каждый день! Каждый! Как йога 😉
    И да, от учителя зависит многое. ПОдход очень важен, но не забываем, что мастерство обретается в труде, так что всё на учителя не спихнуть.
    Удачи.

  9. Ох, разродилась ты постом. Интересно было узнать всё с самого так сказать начала.
    Послучай, ничего не бойся! Это всего лишь этап. Очередная ступенька. Ты трудолибива, а значит всё получиться.
    Очень мне лестно, что таки я и наша студия оказались одним из винтиков к этому твоему шагу. Радуюсь. Удачи во всем.

  10. Наташа, Саша, спасибо большое за ответ. повторяете слова моего учителя))). Да надо рисовать дома, я и рисую, но не так часто как хотелось бы. буду настраивать себя на более серьезное отношение. Но все равно, даже тех занятий раз в неделю хватило на то, чтобы по другому относиться в видению мира ))) Я ведь начинала вообще с нуля и не знала и не представляла даже насколько мир живописи обширен и разнообразен. И очень помогает увидеть красоту окружающего мира и красоту настоящего момента в первую очередь, помогает раскрыться сердцу навстречу этой красоте. Какой уж художник из меня получится – не знаю, но прогресс все равно есть (это на мой взгляд=)))

  11. Здорово как, новые горизонты и энтузиазм! Вдохновляющий пост))
    Вообще, я раньше тоже жалела о выборах, сделанных в прошлом не по своей воле, в том числе и с образованием…Но, с другой стороны, может, неправильных выборов не бывает, и всему свое время, а теперь от обучения во взрослом возрасте будут только приятные эмоции и плюсы из-за бОльшей осознанности?

  12. Хочетcя узнать, как вcё прошло, какие впечатления??? 😀
    Когда человек делится мечтой – это волшебное мгновение, дорогого стоит открыть вот так себя ей навстречу и получить шанс. И это твое, потому и студия нашлась!
    А я вот мечтала на филологичеком учиться в РГПУ им. Герцена в Питере, на редактора (даже туд поступала, но н другой факультет). До сих пор мечтаю, но теперь уже вряд ли именно там, ибо там нет заочного обучения, а жить в Питере 5 лет не вариант И понимаю твои ощущения и возбуждение, когда ВОТ ОНО – стоишь лицом к лицу с исполнением мечты! Так держать, пусть дорога к ХУДОЖНИКУ в себе будет прямая!

  13. Знаю я такой институт, мне даже однажды сделали поддельный студенческий его, чтобы я могла ходить по питерским музеям со скидкой) До сих пор где-то хранится. как реликвия! А сейчас по-моему есть даже тип обучения по скайпу, может не в государственных вузах, в коммерческих. По крайней мере я сталкивалась. И дальше будет все проще учиться удаленно. Так что верю, что и ты придешь к своей мечте, и очень желаю тебе этого!

  14. Твое обучение вообще давно заставило меня задуматься, помнишь, я писала, еще прошлой зимой) Ну полтора года Вселенная зрела, чтобы дать мне учителя и дала-таки) Напишу тебе подробности сегодня.

  15. Я тоже думаю что все неслучайно и неспроста. А уж про учебу в детстве вообще молчу) Мне кажется человек значительно позже 20-ти начинает соображать, что ему действительно нужно и что для него важно, а у некоторых такой срок вообще не наступает, такое ощущение. Если к 25 уже семья-дети и куча бытовых проблем, то чаще всего только и остается что с горечью думать об упущенных возможностях. Хотя конечно некоторые индивиды мыслящие находят в себе силы развиваться дальше, но таких мало, ты сама знаешь.

  16. ха-ха, я тоже когда там была – пользовалась удостоверением подруги тамошним для похода в Эрмитаж:)))

  17. А у меня тоже была похожая история! В 13 лет я написала фантастический рассказ и мне пришло приглашение из краевой столицы на участие в детском фестивале, как победителя. Ни родители, ни школа были не в курсе, что я сама на почте отправляла свою писанину…Трудно было выбраться из тайги тогда, всей школой деньги на поездку собирали, тоже был шок у них (и у меня). Тогда я и поняла, что хочу стать писателем ))))

  18. Я вот вообще тут с тобой немного не согласна насчет примитивистов )))) Мне больше по душе Ваг Гог и Гоген с их мазней экзальтированной, чем всякие шишкины-сафоновы с профессиональными академическими умениями – а не торкает ((((
    Я всегда думала, что все 5 лет там идет просто тупое оттачивание техники рисунка.. Ну, может, я и не права.
    А тебе желаю ТАКИХ успехов!!!! Ты молодец!

  19. Здорово! Ну вот, вы все талантливые девочки, развивайте свои таланты – ведь этим никогда не поздно заниматься!

  20. У меня был фил.фак) Представляю, сколько еще появляется фиктивных студентов этого Вуза)

  21. Ээээ, вообще-то Ваг Гог и Гоген – импрессионисты, и это мое любимое течение в живописи))) Примитивизм – это когда рисуют всяких девочек с носом набекрень, знаешь. похожее на детские рисунки. Или там какие-нибудь коричневые уродцы… то есть все что похоже на детское творчество.

    Шишкин кстати мне нравится, но я не фанат его.

    Могу потихоньку публиковать то, что мне интересного встречается, мне почему-то кажется что и тебя торкнет с этого)))

  22. не, это было реальное удостоверение девушки, которая училась там. Просто дала попользоваться:)))

  23. Дак я помню, что они не примитивисты в жанровом определении )) Это я так, обобщила )))
    Примитивист, вроде, Пиросманишвили, но я бы не сказала, что сильно тащусь от его творчества. Импрессионистов – обожаю, особенно Моне и Ренуара!
    Я знаю про вечное противостояние “академистов” и “самоучек”. Я как-то интервью брала у заслуженного художника, члена Союза художников и проч. Так он с таким презрением говорил о своем коллеге, который не хочет вступать в Союз, и вообще самоучка. И, кстати, этот самоучка самый любимый художник в Калининграде )))

  24. Скажи фамилию Калининградского художника, который любимый, интересно посмотреть его работы.

    Посмотрела Пиросманишвили, и знаешь, кое-что мне даже понравилось)

  25. Думаешь, я помню? Интервью было лет 5 назад, тема мало интересовала тогда. Попробую найти по поиску, напишу тогда, если найду…

  26. Нет, не того, у которого брала интервью, а который любимый, который самоучка!

  27. Вот именно, что его и не помню, потому что мне о нем интервьюируемый ))) рассказывал )) И что народ от него тащится тоже он говорил, хоть и с сожалением.
    А сама не запомнила, только пару фоток его работ увидела, реализм во всей красе, местная природа.. Такое хорошо продается.
    Я попробую поискать.

  28. Ух… Наташ, как я за тебя рада!
    Такой, прям, вдохновительный рассказ! Вдохновляет оч сильно, искать себя в этой жизни.

  29. Спасибо, Лена! Все мы кого-то вдохновляем, а кто-то вдохновляет нас)))

  30. Конечно, желаю удачи! Примерно до середины поста эта история была похожа на мою. С той только разницей, что в художке я отучилась всего два года, а потом зрение катастрофически стало падать и в этом было обвинено рисование.

    С тех пор рисую только для себя. Точнее – для дочки, у которой тоже проснулась тяга к рисованию. 🙂 Мы с ней вместе рисуем. Рисовать не умею, но удовольствие от процесса получаю.

Обсуждение закрыто.